О муниципальном образовании

Историческая справка

На протяжении многих веков первого тысячелетия нашей эры донские места неоднократно подвергались нашествию различных кочевых племен: гуннов, готов, болгар, хазар, печенегов, половцев, которые совершали разорительные набеги. Междоусобицы русских князей мешали объединению Руси. Власть самодержавия, кабала феодалов привели к тому, что крестьяне стали убегать в те районы, где их трудно было найти. Особенно их привлекал Дон, здесь беженцы становились казаками (по-тюркски — вольные, независимые люди). Образование на юге казачества вначале преследовалось царизмом, но вскоре оно стало ему опорой: оно сдерживало нападение турок, ногайцев, татар. Приток беглых крестьян привел к заселению и левобережья Дона, в Сальских и Приманычских степях появляются зимовники, хутора. Известно, что в конце 18 века Россия сблизилась с Грузией, Арменией. Последние были на грани порабощения азиатскими завоевателями. В 1783 году между Россией и Грузией был заключен серьезный трактат на «постоянное пребывание в Тифлисе двух батальонов русских войск при четырех орудиях». С увеличением численности войск, сменой личного состава, снабжения возникали большие затруднения, на пути движения от Батайска до села Средний Егорлык не было населенных пунктов. Царское правительство решило на пути к этому тракту создать четыре новых населенных пункта и переселить туда жителей тех станиц войска Донского, которые особо нуждались в свободной земле. Так был принят Закон о создании Задонских станиц — Злодейской, Кагальницкой, Мечетеинской и Егорлыкской. Переселение это было принудительное, по жребию: переселялись в основном казаки Луганской, Нижне-Чирской, Калачинской, Березовской, Мигулинской, Хазовской станиц, слободы Провальской. Они в 1809 году и составили первое население создаваемой станицы Егорлыкской. Первые землянки начали строить весной по обеим сторонам речки Егорлык. 

По существу, с первых дней существования станицы на нее свалилась тяжесть различного рода повинностей: надо было снабжать продовольствием передвигающиеся по тракту в сторону Кавказа и обратно войска, согреть и уложить на отдых людей, заготовить впрок необходимое количество овса и сена для лошадей, содержать в исправности дороги и мосты. Были большие трудности с почтой. В течение 30 лет в станице не было ни постоялого двора, ни почтового отделения. В 1811 году в станице была сооружена деревянная церковь без колокольни, а в 1827 году построена церковь на каменном фундаменте с колокольней. Первое учебное заведение было открыто в 1865 году — мужское приходское училище. Постепенно разрасталась станица, появились деревянные дома, так, в 1822 году их было 142. Население станицы в основном занималось хлебопашеством и разведением скота. Сеяли рожь, пшеницу, овес, ячмень, просо, гречку. Пахотной земли было 50178 десятин. По переписи 1897 года, в станице было 1315 дворов и 8000 жителей. К этому времени в каждом дворе в среднем имелось 3 лошади, пара волов, две коровы и более двух десятков овец. Также в станице насчитывалось 8 лавок, 1 церковь, 10 питейных заведений, 3 кузницы, 27 мельниц, 1 кирпичный завод. Стремительность событий второй половины 19 века потребовала более надежных и оперативных средств связи. Поэтому военное министерство решило построить телеграфную линию вдоль всего тракта. В 1888 году было открыто телеграфное отделение в станице Егорлыкской, его разместили в почтовом доме, во главе всего почтово-телеграфного отделения встал прежний смотритель Ординатов. Инструктора-телеграфиста Сычева прислали из Ростова. Рост экономики в России требовал улучшения транспортных связей с задонскими станицами. В 1911 году началось строительство железной дороги, которая по проекту должна проходить в 20 км севернее Егорлыкской. Узнав об этом, егорлычане обратились к члену Государственной Думы, атаману станицы, уряднику Кадацкому Ивану Федосеевичу, который посоветовал собрать казачий круг и принять на нем прошение к Его Императорскому Величеству. С этим прошением атаман Кадацкий отправился в Петербург и привез решение Правительства об изменении маршрута железной дороги, она прошла рядом со станицей. Казаки решили назвать железнодорожную станцию Атаман, в честь атамана Кадацкого. К 1916 году железнодорожная ветка Ростов – Торговая (Сальск) уже действовала.

Егорлыкская имеет богатую историю воинской доблести. На месте боев под станицей в том далеком 1920 году ныне благодарными потомками воздвигнут памятники бойцам. В 1970 году, в честь 50-летия боя под Егорлыкской, на месте боя состоялся митинг, на нем присутствовали оставшиеся в живых первоконники, генерал Рябышев и другие. Постепенно продолжалось благоустройство станицы. Начиная с 1925 года, были введены именования улиц и нумерация домов, организована посадка деревьев.
В 1925 году уже работали две начальные школы, клуб, четыре избы-читальни, библиотека. 

1920-1924 годы были неурожайные, гражданская война огненным ураганом прошла по всем хозяйствам, появилось множество бездомных, оставшихся без родителей и опеки детей. В созданном Егорлыкском детдоме было 59 воспитанников в возрасте от 3 до 17 лет. Но он не смог вместить и половины беспризорников. В 20-е годы очень часто крестьяне объединялись для совместной молотьбы хлебов и других сельскохозяйственных работ. В 1924 году было организовано крупное сельскохозяйственное кредитное товарищество, через два года в нем насчитывалось 430 человек (председатель Яценко Александр Тихонович). В декабре 1929 года в станице образовался крупный колхоз, ему дали название «12 лет октября». В этот крупный колхоз вошло 1679 хозяйств и 6940 жителей. В помощь вновь образованным колхозам в конце 20-х годов стали создаваться машинно-тракторные станции. Они начали с обслуживания колхозов техникой. В 1930 году из огромного з/совхоза «Гигант» был создан Егорлыкский совхоз. Однако и это хозяйство было слишком крупным, и в целях оперативного руководства директору был выделен самолет. В 1934 году совхоз «Егорлыкский» был разделен еще на три хозяйства: «Егорлыкский», «Роговский» и имени Луначарского. Известно, что в 1928 году была создана единственная в районе коммуна имени Войкова в Дудукаловском сельсовете.

География

Егорлыкский район расположен в юго-восточной части Ростовской области. Территория его на севере и западе граничит с Зерноградским, на востоке – с Целинским районами Ростовской области, на юге – с Белоглинским и Новопокровским района Краснодарского края. Протяженность района с запада на восток – 40 километров, с севера на юг – 50 километров. Районный центр – станица Егорлыкская – расположен в 110 километрах от областного центра. Общая площадь земель района составляет почти 150 тысяч гектаров, из них пашня – 118 тысяч гектаров.  

      

По территории района протекают следующие реки: Гайдамачка, Грузская, Егорлычёк (разговорн. Косичка), Кавалерка, Каменная балка, Куго-Ея, Мокрая Грязнуха, Плоская, Средний Егорлык, Терноватая, Терновая, Эльбузд.

Население

Население района – 36,996 тыс.человек.

Административное деление

Балко-Грузское сельское поселение (хутор Мирный; хутор Балко-Грузский; хутор Гайдамачка; хутор Советский; хутор Тавричанка)

Войновское сельское поселение (хутор Войнов; хутор Московский; хутор Прощальный; хутор Украинский)

Егорлыкское сельское поселение (станица Егорлыкская; хутор Балабанов; хутор Зеркальный; хутор Изобильный; хутор Козлова Балка; хутор Прогресс; хутор Репяховка; хутор Рясной; хутор Таганрогский; хутор Ютин)

Ильинское сельское поселение (хутор Кугейский; хутор Гирин; хутор Ильинский; хутор Лисичкин)

Кавалерское сельское поселение (хутор Кавалерский; хутор Березовский)

Новороговское сельское поселение (станица Новороговская)

Объединенное сельское поселение (хутор Объединенный; хутор Дудукалов; хутор Калмыков; хутор Новая Деревня; хутор Терновский)

Роговское сельское поселение (посёлок Роговский; хутор Заря; хутор Матросский; хутор Рассвет)

Шаумяновское сельское поселение (хутор Шаумяновский)

Экономика

Основной отраслью экономики района является сельское хозяйство, в первую очередь зерновое и животноводческое направления. Производством сельхозпродукции заняты 16 сельхозпредприятий и 1002 крестьянских (фермерских) хозяйства.[5]

В районе действуют 8 цехов по переработке зерна на муку, 9 цехов по переработке семян подсолнечника, два цеха макаронных изделий, 11 хлебопекарен, линия по переработке сливочного масла и цех по производству кисломолочной продукции.

Транспорт

Район находится на пересечении автодорог республиканского значения «Ростов-на-Дону—Сальск» и «Ростов-на-Дону—Ставрополь». Грузопассажирские перевозки осуществляются также по железнодорожной магистрали «Ростов-на-Дону—Волгоград».

Достопримечательности

Егорлыкский историко-краеведческий музей.

Мемориал, посвященный воинам-танкистам 134-го и 221-го танковых полков, участникам боёв в годы Великой Отечественной войны под командованием полковника С. А. Тихончука.

Поклонный крест у въезда в ст. Егорлыкскую с надписью: «В междуусобной брани живот положившим. Да не повторится».

Памятник донским казакам в станице Егорлыкская. Памятник сооружен в 2006 году (скульптор С. П. Кальченко) на средства казаков Всевеликого Войска Донского. Под крестом написаны стихи, посвященные донским казакам, погибшим в годы гражданской войны: «Когда на этом месте казаков судьба на красно-белых разделила, то по прошествии годов их братская могила примирила. Сегодня здесь воздвигнут крест —  в нём Божья правда есть и сила. Мир праху воинству Донцов — потомство их не позабыло».

 

Памятник В. И. Ленину в станице Егорлыкская.

Памятник Героям Гражданской войны на ул. К. Ворошилова в станице Егорлыкская (1954). Скульпторы А. Джалаухян и Р. Шекер. Памятник представляет собой фигуру красноармейца в конармейской шинели и буденовке, вкладывающим в ножны шашку. В станице Егорлыкская в 1920 году шли бои гражданской войны под названием «Егорлыкское сражение».

Парк- музей Трудовой и Боевой Славы Егорлыкского района с предметами казачьего быта, интерьером станичного дома, стендом, посвященном уроженцу ст. Егорлыкской - конструктору стрелкового оружия Токареву Фёдору Васильевичу. Токарев Ф. В. изобрёл пистолет «ТТ», самозарядную винтовку «СВТ», снайперскую винтовку №- ПА 5903.

  

Памятник мирным жителям, погибшим под бомбежкой железнодорожной станции Атаман в 1942 году.

Памятник Героям - вертолётчикам. В горячих точках (Афганистан, Абхазия, Чечня) принимал участие 325-й отдельный транспортно-боевой вертолётный полк, базировавшийся тогда на аэродроме близ Егорлыкской.

Монумент «Самолет МИГ» в хуторе Виноградный;

Монумент «Катюша» в хуторе Дудукалов. Установлен в 1991 году в память о гвардейцах-минометчиках, освободивших в 1943 году хутор от фашистов

Обелиск в честь Победы 1-ой Конной армии в 1920 году (1954), обелиск в честь победы 1-ой Конной Армии над белогвардейцами в 1920 году, памятник в честь разгрома белогвардейцев под станицей Егорлыкской в станице Егорлыкская (скульптор Е. Ф. Лобко, архитектор Я. С. Занис, 1975г.). 

Храм Святителя Николая Чудотворца

Мемориальный комплекс останков воинов из братской могилы, погибших в годы Гражданской и Великой Отечественной войны

Последние новости